Новости

 

Удивительные вещи происходят на железнодорожных станциях Брест-Западный и Брест-Восточный, когда наступает время досмотра груженных лесом вагонов, готовых отправиться в Польшу. Так, в минувшем году среди партии ровно уложенных сосновых бревен таможенные и пограничные службы обнаружили тайники с сигаретами. Загрузку вагонов производил индивидуальный предприниматель, после чего груз переходил в зону ответственности БелЖД, но в итоге виновным признали ГЛХУ «Брестский лесхоз». И такие случаи с нашими лесхозами не единичны. Так кто же все-таки «поработал» над экспортным товаром?
     Так, в июне прошлого года таможенники при досмотре вагонов с лесом нашли тайник с 79 коробами, в которых «покоилось» 39 500 пачек сигарет производства фабрики «Неман» стоимостью около 320 млн рублей. Виновным признали Брестский лесхоз. Теперь учреждение должно заплатить штраф в размере 300 базовых величин. Еще почти 11 млн рублей решением суда должен заплатить инженер лесхоза, поставивший свою подпись в сопроводительных документах. И Брестский лесхоз, и инженер пытались опротестовать решение суда, но пока ничего не вышло.
      Ранее контрабанду сигарет находили также в экспортной древесине Пинского, Барановичского, Ляховичского, Ганцевичского, Телеханского лесхозов.
     В случае с Брестским лесхозом продукцию в вагоны на станции Закрутин грузил индивидуальный предприниматель по договору подряда. За его работой периодически наблюдала дежурная по станции, которая обязана контролировать погрузку и принимать вагоны. Присутствовали при этом и другие очевидцы. Ничего подозрительного замечено не было, между тем просто так, на виду вырезать в таком большом объеме круглого леса нишу, куда можно было бы спрятать тайник, без риска остаться незамеченным — что-то из области фантастики. К тому же на погрузочной площадке не было найдено ни опилок, ни других отходов от пиления. Не могли же злоумышленники забрать выпиленные кубометры леса с собой и начисто убрать территорию?
     Дальше инженер лесхоза принял работу, подписав все документы, и вагоны с грузом были переданы железнодорожной станции. В БелЖД отрицают возможность того, что контрабанда была подложена в момент нахождения груза на станции: скоростемерная лента у машиниста зафиксировала бы малейшее движение, потом вагон находился в людном месте — напротив железнодорожного вокзала, где к тому же работал постоянный пограничный контроль.

     Начальник отдела производства и реализации продукции Брестского ГПЛХО Сергей СЫЧЕВ:
     — Случаи контрабанды у нас в лесхозах были и в прошлом году, и в 2014-м. У меня уже собралась толстая папка заключений суда. Но все сводится в итоге к тому, что мы подписали документы, произвели отгрузку, значит, виноват лесхоз. Мы помечаем бревна краской, делаем фото при половине загрузки и в конце работы. Так вот на фото, сделанном при пограничном досмотре, когда был обнаружен тайник, если сравнить его со снимком, сделанным Брестским лесхозом в момент загрузки вагона, видно, что бревна уложены уже по-другому. Но в суде эти снимки не посчитали убедительным доказательством невиновности Брестского лесхоза.
     К тому же лесхозы недосчитываются тех кубометров древесины, которые контрабандисты вырезают под тайники.
     — Мы думали установить видеонаблюдение при погрузке. Но это должно быть взаимное с БелЖД решение, наблюдение должна вести сторонняя независимая организация. А это дополнительные затраты. Приглашать таможенника при каждой загрузке — опять же все расходы будет покрывать лесхоз. Тогда снизятся наши и без того падающие доходы от экспорта леса, — поясняет Сергей Сычев.
Инженеру ГЛХУ «Пинский лесхоз» Николаю Гафарову суд постановил выплатить штраф в размере 12 млн 600 тыс. рублей. Еще 63 млн рублей должен выплатить лесхоз. Ни ГЛХУ, ни инженер с таким решением категорически не согласны. Вот как Николай Гафаров описывает картину случившегося в прошлом году:

     — 7 августа в 11.00 наши грузчики приступили к погрузке круглого леса в вагоны. В 21.00 мы закончили погрузку и сообщили на станцию. Там почему-то тепловоз за вагонами не отправили. Нашу работу приняли только в 23.00. Я поставил свою подпись на документах, с этого момента груз перешел к БелЖД.
     Погрузочная площадка железнодорожной станции Янов Полесский находится за городом. Там, на грузовом дворе, как объясняет инженер лесхоза, груз остался стоять всю ночь без какого-либо наблюдения. На станцию его забрали только в девять утра 8-го августа. Под наблюдением камер на станции он простоял до вечера. Потом была дорога до Бреста, и только 10 августа при таможенном досмотре в вагонах был обнаружен тайник, где контрабандисты рассчитывали утаить 80 коробов сигарет.
     — Никаких следственных экспериментов на месте погрузки пока еще не проводили. Нас вызывали таможенные службы для опроса в Пинск. Пока мы пытаемся обжаловать решение суда. Аналогичная ситуация с контрабандой в нашей продукции произошла в 2014-м, но тогда к лесхозу претензий не было, — говорит Николай Гафаров.
     О том, что над устройством контрабанды в вагонах работают не в лесхозах, свидетельствует еще один случай, который произошел с экспортной продукцией ГЛХУ «Столинский лесхоз».
      Со станции Горынь прямиком на Польшу должен был отправиться вагон, груженный лесом. Никаких вложений при осмотре вагона обнаружено не было. Его благополучно приняла БелЖД, но немного изменила путь следования: для перегруза вагонов с широкой колеи на узкую лес отправили на станцию Свислочь. Туда вагон прибыл уже подготовленным для перевозки контрабанды — среди бревен была оборудована ниша, лес был выложен на соседние штабеля, но самих сигарет там не оказалось. Видимо, злоумышленники узнали, что вагон изменил маршрут и вместо станции Брузги его ждала перегрузка на белорусской стороне. Поэтому сигареты кто-то оперативно припрятал в другом месте.
     Такой способ наживы облюбовали контрабандисты не только в Брестской области. При таможенном досмотре вагонов, следующих в Польшу, тайники среди лесоматериалов находили также в продукции Витебского, Гомельского, Гродненского, Минского, Могилевского ГПЛХО.
     А в ГЛХУ «Хойникский лесхоз» сигареты были спрятаны на дне пустого вагона, который готовился к погрузке. Тайник обнаружили навальщики-свальщики лесхоза, которые спустились в вагон, чтобы сфотографировать его перед погрузкой.
     При этом уже 28 марта сотрудники отделения пограничного контроля «Буг» в грузовом составе с лесоматериалами снова выявили контрабандную партию из 66 коробов сигарет. Как сообщил заместитель начальника станции Брест-Восточный, вагоны с древесиной принадлежат ГЛХУ «Октябрьский лесхоз». Проводится проверка.
     Все факты указывают на одно: лесхозы к контрабанде сигарет не имеют никакого отношения. Им выписывают немаленькие штрафы, они недосчитываются древесины, в то время как настоящие виновные продолжают зарабатывать деньги. И, скорее всего, это суммы с множеством нулей, раз злоумышленники готовы идти на такой риск. Хочется надеяться, что преступная цепь в конце концов замкнется и неприятные «сюрпризы» для лесхозов на этом закончатся.


     Официально
     В конце прошлого года в Минлесхозе прошло совещание по вопросу вложений в железнодорожных вагонах, отгружаемых лесхозами отрасли на экспорт, с участием БелЖД, Государственного таможенного комитета, КГБ и МВД.
     По итогам совещания принят ряд решений. Так, все лесхозы усилили контроль над погрузкой железнодорожных вагонов на экспорт. На погрузочных площадках ряда лесхозов — Гомельского, Ветковского спецлесхоза, Речицкого опытного лесхоза, а также Минского, Стародорожского опытного лесхозов установлены системы видеонаблюдения. Обзаводятся видеокамерами и другие лесхозы республики. В каждом ГПЛХО фотографируют погрузку продукции в вагоны, проводят маркировку бревен краской.
     Лесхозы Витебского, Гомельского, Минского ГПЛХО информацию о погрузке своей экспортной продукции в вагоны передают местным органам милиции.
      По состоянию на 25 марта было досмотрено 197 ж/д вагонов с лесопродукцией, следующей на экспорт. Грузоотправителем данных вагонов являются лесхозы. По результатам досмотра посторонних вложений выявлено не было ни в одном вагоне.
 

Татьяна Бинда, БЛГ